Разбавитель для масляных красок: зачем нужен и какой выбрать
Для работы с масляными красками сегодня существует множество вспомогательных средств. В их числе – разбавители для масляных красок – без них художнику не обойтись. Хотя начинающие живописцы обычно знают о них очень мало и нередко задаются вопросом: зачем нужен разбавитель для масляных красок?
Чем и зачем разбавляют масляные краски?
Краски в целом принято разводить (по разным причинам и не всегда). При этом акриловые, акварельные и гуашь разводят самым простым способом – водой, а вот с масляными приходится проявлять смекалку.
Маслом написаны многие шедевры, художники любят их, но есть одна небольшая проблема – оно быстро высыхает. Поэтому, нужно его разводить, но вода тут не подходит. Для этого используются специальные составы. Главное, правильно их подобрать.
Так что же это за составы? И какой разбавитель для масляных красок наиболее подходящий?
Разбавители – это особые жидкости, которые помогают уменьшить вязкость масляных красок в ходе работы. Иначе говоря – служат для их разжижения (разбавления). Кроме того, с помощью большинства из них можно чистить кисти или палитры. Бывают эти жидкости самые разные, отличаются свойствами и функциями. Выбрать среди них непросто, и выбор будет целиком зависеть от того, какой результат вы хотите получить на выходе.
Итак, давайте выбирать.
Часть вводно-теоретическая – общая картина маслом
Часто средство называют то разбавителем, то растворителем масляной краски. Казалось бы, разницы между этими двумя названиями нет, но на самом деле, это не так.
Все потому, что можно брать разные вещества, которые принято делить на две группы:
- Разбавитель – это просто добавка для улучшения текучести масла. Он лишь снижает его вязкость, и, высохнув, испаряется, не нарушая его структуру. Проще говоря – с его помощью просто легче размазывать густые краски по холсту. Сюда относятся различные масла - маковое, льняное и т.д., а также «тройник».
- А растворитель может изменить свойства краски. Например, после сушки она начнет расслаиваться или рассыпаться.
В группу растворителей входят:
- Терпены – так называют природные углеводороды, их вырабатывают из сосновой смолы. Сюда относятся терпентин, скипидар, пинен, возможны другие наименования, все зависит от породы сосны, из которой они производятся.
- Уайт-спирит – производят из нефти.
Обычно продукты из обеих групп компонуют, и состав разбавителя для масляных красок может быть разным. Но при этом есть определенные компоненты, которые добавляют то в одни разбавители, то в другие. И их наличие или отсутствие влияет на свойства и характеристики итоговой смеси.
Часть практическая – виды разбавителей
Разбавитель № 1
Его составляют из живичного скипидара (вырабатывают из сосновой смолы) и уайт-спирита (вырабатывают из нефти), пропорции – один к одному.
Подходит, если вы рассчитываете работать подольше. Если его добавить в краску, то снижается ее концентрация и увеличивается время сушки.
Разбавитель № 2
Это просто уайт-спирит. Им можно как разводить краски, пасты, так и очищать рабочие инструменты художника.
Добавляя этот продукт, будьте осторожны – перельете – и он просочиться на изнаночную сторону через грунт на холсте. Кроме того, слой краски рискует стать непрочным, рыхлым и в итоге осыплется.
Разбавитель № 3
То же, что и №2, но очищенный. Выбирайте его, если хотите, что у разбавителя для масляных красок не было запаха.
Двойник
В него входят две составляющие – масло + художественный лак. Смешивают его пропорционально – к одной части лака берут две или три части масла.
Тройник
Тот же двойник, но сюда добавляют третий компонент - скипидар.
Позволяет получить яркие, насыщенные тона, придает полотну блеск. Помогает не только разбавлять краски, но и усиливать сцепление красочных слоев. А вот поверхности очищать им и кисти не получится.
Скипидар живичный
Продукт, полностью созданный природой. Имеет приятный сосновый запах. Делают добавку из сосновой смолы (в ее составе около 30% скипидара).
В процессе производства смолу перегоняют при помощи пара – получается своего рода «сок» хвойного дерева.
Хранить вещество нужно в темноте, плотно закрытым – на свету, при контакте с воздухом он осмоляется и становится желтой массой.
Походит для самых разных дел – разведения лаков и красок, очистки рабочих инструментов.
Пинен
Пинен также универсален, и это, вероятно, лучший из имеющихся на рынке разбавителей для масляных красок. И определенно один из самых популярных вариантов у художников. Назван так не случайно - «Pinus» по-латински «сосна». Природное вещество, чтобы его получить, используют скипидар живичный.
Продукт не желтеет и не осмоляется, чем выгодно отличается от скипидара. Впрочем, бдительность не помешает – он способен уменьшать блеск красок.
Слабопахнущий (Сонет)
Чтобы его получить, берут уайт-спирит и хорошо очищают. Сохнет быстро, не желтеет. Способен увеличивать прозрачность красок – благодаря этому свойству переходы между тонами становятся более плавными.
Для художественных масляных красок
Тут три части: масло, уйат-спирит и сиккатив – вещество, ускоряющее высыхание. Так же увеличивает прозрачность тонов.
Масло льняное
Масло издавна применяли в качестве добавки, это один из самых популярных продуктов для данной цели.
Льняное считается одним из лучших, также популярно маковое, подсолнечное, конопляное, из грецких орехов.
Лак даммарный
Продукт полностью природного происхождения. Его делают из растворенной в пинене или скипидаре смолы тропического вечнозеленого дерева Dammara.
Этот лак многие мастера используют не только как добавку, но и в качестве покрывного для тех работ, которые уже закончены. Применяется также как ретушный – им хорошо закреплять промежуточные слоя.
При этом стоит помнить, что есть риск пожелтения и потемнения работы, покрытой таким лаком. Чтобы этого избежать, лучше берите для покрытия полотна акрил-стирольный лак.
Лак пихтовый
Также делают из раствора смолы. На завершающем этапе его использовать нельзя, поскольку такое полотно не будет в целости - даже полностью высохнув, его пленка все равно легко растворяется.
Поэтому его используют только как добавку, или же в качестве меры противодействия пожелтению красок. Также добавление лака помогает избежать ее потускнения и сморщивания краски. А еще картины становятся ярче, тона – глубже, а чистота первоначального цвета – в целости.
Вывод, или что лучше выбрать
Тут все зависит от ваших целей.
Рассчитываете написать картину быстро – берите чистый художественный разбавитель (и лучше тот, который без запаха). Такой быстро высыхает уже сам по себе, а заодно ускоряет высыхание вашей работы. Обычно хватает и пары часов. А вот если добавка - растительное масло, то время высыхания увеличивается до 3-5 суток.
Разбавитель тройник, а также двойник для масляных красок опытные мастера часто делают сами. Они подбирают компоненты, исходя из своего опыта и навыков и ориентируясь на время, за которое холст должен будет высохнуть. Обычно, время высыхания в таких случаях – 2-4 дня.
И последнее - можно ли чем-то заменить разбавитель для масляных красок? Отвечаем – лучше этого не делать. Да, вы можете пойти в обычный хозмаг и купить там, например, рядовой уайт-спирит. Это, конечно, будет стоит дешевле профессионального средства. Но не забывайте о вредных испарениях и резком запахе такой «добавки». И самое главное - никто в таком случае не гарантирует вам сохранности масляного слоя вашей картины.
- Комментарии