Как выбрать холст для живописи
Итак, как разделяются полотна для живописи и на что нужно обращать внимание?
Материал, из которого делают холсты
Льняные

Поистине лучший выбор. В его пользу говорит само время — на льняном холсте пишут уже не одно столетие. Почему они так нравятся художникам?
Плюсы:
- Прочный материал. Устойчиво переносит механические повреждения.
- Не впитывает влагу (как хлопок).
- Почти не склонен к провисанию.
- Выпускается ткань разной зернистости, которая подходит для разных живописных «задач».
Минусы:
- Не всем нравится слишком рельефная фактура полотна (в зависимости от зернистости).
- Цена дороже хлопкового
- Весит также немного больше хлопка (бывает важно, если вы отправляете картины почтой или размещаете на выставке)
Советы по выбору: При покупке смотрите на нити полотна — лучше, если они будут равной длины, без узелков, полос, пятен. Это пригодится, если вам требуется гладкая поверхность.
Хлопковые

Фактура у материала более мелкая и гладкая, сам он более мягкий, чем лен. Это, вероятно, самый распространенный на сегодняшний день материал для холстов. Впрочем, он не лишен и недостатков, сполна которые оценить пока трудно — хлопок стал использоваться для холстов менее века назад, еще трудно сказать, насколько он долговечен.
Плюсы
- Доступная стоимость
- Ровная слабовыраженная фактура
- Если натяжка хорошая, то писать на нем хорошо и удобно
Минусы
- Не так устойчив к деформации, как лен
- Из-за перепадов температур, влажности возможно провисание.
Комбинированные

Состоят из нескольких материалов.
Лен/хлопок
Имеет качества этих двух материалов. Такое полотно гладкое, как хлопковое, но более прочное, благодаря введению льна.
Плюсы
- Наличие свойств льняного полотна при невысокой цене.
Минусы
- Гигроскопичен из-за наличия волокон льна — будьте осторожны, работая в условиях повышенной влажности.
Хлопок/синтетика
Состав - хлопок+полиэстер. Бюджетно и одновременно прочно и более долговечно. Отличается полным отсутствием фактуры — полотно получается ровным и гладким.
Плюсы
- Более устойчив к избыточной влажности и перепадам температур
- Более устойчив к гниению
- Прочнее, чем хлопок
- Хорошо воспринимает масляные краски
Синтетический холст вырабатывают из пряжи, нить которой делают из полиэстера.
Плюсы
- Прочность, стойкость к деформациям
- Не подвержен гниению
- Не деформируется под воздействием влажности окружающей среды
Минусы
- Холст не прошел испытание временем
Внимание!
Учитывайте, что краску синтетическое волокно впитывает иначе, из-за чего есть риск ее растекания.
Виды холстов

При провисании с течением времени (обычная ситуация) его можно регулировать – для этого предусмотрены пазы, куда вбиваются специальные клинышки. При желании и необходимости можно легко разобрать, свернуть, упаковать.
Глухой
При провисании придется перетягивать заново. Для новичков не подходит.
Холсты на подрамнике в Лавке Мастеров.
Холст на оргалите
Это листовой материал (на выходе — твердая доска), который изготовлен из смеси измельченных в опилки деревянных волокон и клея. Отличается прочностью, стойкостью к деформации, перепадам температур, влажности и имеет долгий срок хранения. Хорошо и долго держит краску. Стоит недорого.
Холсты на оргалите в Лавке Мастеров.
Минусы
- Сравнительно много весит (в сравнении с другими основами)
- Склонен прогибаться по направлению к центру тяжести (во избежание этого листы оргалита нужно усилить с задней стороны деревянными соединительными скобами).
Совет: Лучше брать оргалит гладкий с обеих сторон. Писать по оргалиту лучше всего маслом.Холст на картоне

Подойдет и для начинающих живописцев, и для тех, кто уже давно в теме. Это грунтованное полотно, уже готовое к созданию картин. Прекрасно показывает себя при работе маслом и акрилом, цена недорогая, ровное, выглядит представительно. Бывает разных размеров, цветов.
Холст в рулоне
Такие холсты продаются в больших размерах. Нужный формат отрезается в ходе работы и натягивается на подрамник.
Совет: Если хотите сэкономить, то купите холст в рулоне и затем натягивайте его на подрамник сами (но помните, что это предполагает определенные навыки и сноровку).
Зернистость холста

Зернистость или плотность материала обычно выбирается в соответствии с задачами будущей работы и художественным замыслом.
Мелкозернистый холст (200-300 гр/м2)
Прекрасный выбор для гладкой тонкослойной живописи, на нем удобно прописывать детали.
Среднезернистый холст (300-400 гр/м2)
Среднезернистый холст от того и «средний» - он оптимален для работ средних форматов.
Крупнозернистый холст (500-600 гр/м2)
Удобнее создавать на нем работы в технике пастозная живопись, не деформируется от нагрузки. Хороший вариант для картин больших форматов.
Репинский холст (переплетение рогожкой 4 на 4 нити)
Производится из пряжи длинного волокна. Это прочное полотно с ярко выраженной рельефной фактурой.
Театральный холст (редкое переплетение)
Отличается от репинского тем, что изготавливается из очёса и короткого волокна, и в ходе производства обрабатывается кислотой. Хороший выбор для масляных и акриловых красок.
Этюдный холст
Его поверхность подходит для любой техники рисования (от живописи маслом до аэрографии), поскольку он имеет оптимальную плотность и особую фактуру. Хлопковый, покрыт эмульсионным грунтом
Живописный холст
Хорошо сочетается с маслом, а вот от использования с ним темперы или акрила следует воздержаться – полотно пропускает воду, которой эти краски разбавляются. Делается из 100% льна. Менее подвержен растяжению и провисанию даже под несколькими слоями нанесенной краски.
Грунтованный или негрунтованный?
Грунт - это промежуточный слой, который наносится на основу. Нужен для обеспечения прочной связи основы и слоя краски, а также для создания нужной фактуры и цветового фона.
Негрунтованный холст
Рассчитан на то, что основу для живописи будут готовить сами художники и больше подходит тем, кто уже знаком с основами живописи.
Грунтованный холст
Поверхность таких полотен уже подготовлена к работе — на нее нанесена проклейка и грунт. Применяются также грунтованная бумага и картон.
Виды грунтов
Способ изготовления грунта важен для прочности накладываемого на него красочного слоя.
Клеевой грунт
Подходит для картин маслом и для любых основ.
С ним хорошо проявляют себя масляные краски, они быстро просыхают и не растрескиваются.
Эмульсионный грунт
В воде нерастворим. Подходит на все основы.
Подходит для рисования маслом, водорастворимыми красками. Техника живописи – самая разная.
Лучше, чем клеевой, взаимодействует с масляными красками.
Масляный грунт
Для живописи маслом, наносится на все основы. Не подходит для рельефной живописи.
В случае самостоятельного нанесения имейте в виду, что просушка занимает не менее одного года.
Акриловый грунт
Предназначен для работы маслом, акрилом, темперой. Наносится на любые основы.
На заметку: Качественно прогрунтованный холст – это полотно без всевозможных «точек», «крестиков» и прочего, что может встретиться между нитями.
Работаете с масляной или акриловой краской – выбирайте полотна со стандартным, акриловым трехслойным грунтом.
Пейзажи лучше писать на грунте, которые имеют естественный природный оттенок – бежевый, коричневый.
Какой холст выбрать?
Эти советы подойдут всем, но особенно будут полезны новичкам:
- Если холст негрунтованный – выбирайте акриловый грунт. Он достаточно гибкий, почти не дает трещин.
- Лучше покупать грунтованный мелкозернистый холст и избегать крупного переплетения нитей, чтобы не заклеивать постоянно или загрунтовывать просветы.
- Учитывайте живописные задачи, размер картины и манеру письма и в зависимости от них выбирайте полотно по плотности - мелкозернистое, среднезернистое и т.п.
- Если у холста торчат нитки или присутствуют узелки – это указывает на его низкое качество. Впоследствии это чревато разрушением красочного слоя.
- Пишете маслом – ищите полотно, устойчивое к влажности и прочим негативным факторам проявлениям окружающей среды.
- Следите, чтобы у полотна были прогрунтованы торцевые части. Если такой недостаток присутствует, это говорит о том, что оно сделано «подвальным» способом, без соблюдения всех необходимых стандартов. Нанесенная на него краска впоследствии начнет пузыриться и отваливаться.
Товары
- Комментарии